Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Фэн-шуй во всех сферах жизни風水 |
|
Назад к перечню гексаграмм Гексаграмма № 16 Юй. Вольность. Смирение, которое
описано в предыдущей гексаграмме, дает, прежде всего возможность сближения
высших с низшими, уравнивает их. Поэтому оно и обеспечивает равные условия для
всех, и с него может начаться новый цикл развития. Оно лишь почва, на которой
начинают снова действовать силы развития, идущие из глубины вовне. Это
положение выражено в настоящей гексаграмме, где внизу мы видим знак земли,
однородность черт которой выражает равенство. Над землей, вовне, расположен
знак молнии, сущность которого - активность, проявляющаяся изнутри вовне. Ничто
не предстоит и не препятствует этой активности. Она находится в условиях полной
свободы вольности. Но если такая вольность ничем и не ограничена извне, то она
все же должна быть ограничена сама собой, ибо иначе она рискует превратиться в
хаос. (Так и подлинный художник, свободный в своем творчестве, должен сам для
себя выбрать законы творчества и подчиниться им, иначе не гармония будет в его
произведениях, а произвол.) Такое необходимое самоограничение должно развиваться
как на пути утверждения положительных элементов (представителей того, что
действует из центра вовне), так и на пути поражения отрицательных сил, на пути
их завоевания. "Книга Перемен" сложилась в условиях феодального
общества и в среде носителей феодальной власти. Поэтому не удивительно, что эти
мысли здесь облечены в следующие образы: Вольность. Благоприятствует возведению
на престол феодалов и движению войск. Выделенные черты: 1 Вся эта ситуация должна рассматриваться под
знаком учения об изменчивости мира, а именно: "когда расцвет достигает
полноты, то необходимо наступает упадок". Поэтому и вольность ни на минуту
не должна отстранять бдительность. Это особенно применимо к первой позиции,
которая, согласно традиции, обозначает того, кто, не обладая еще развитыми силами,
сам действовать еще не может и, ничего не предпринимая к своему
усовершенствованию, только вторит силам, задающим тон. Естественно, такая
деятельность не приводит к счастью. Поэтому в тексте мы читаем: В начале слабая
черта. Созвучие вольности. Несчастье. 2 Вольность, угрожающая превратиться в хаос,
более всего нуждается в самоограничении, которое может исходить из
сосредоточенного покоя. Он именно выражается на этой второй позиции
(центральной "сосредоточенность"; триграмма "земля",
"покой"). И именно эти качества дают возможность совершенно
отчетливого рассмотрения мира, при котором собственное движение не искажает его
перспективы. Поэтому именно здесь возможно моментальное восприятие его,
включающее в себя и предвидение наступающих, но еще не сложившихся событий.
Здесь совершенно излишне ждать целый день, пока не будет достигнуто познание.
Поэтому и в тексте мы находим соответствующие образы, достаточно выразительные,
несмотря на их спорадичность: Слабая черта на втором месте. Крепче, чем камень... Не до конца дня. Стойкость - к счастью. 3 На третьей позиции характеризуется ситуация
кризиса при переходе от сосредоточенного покоя к действию вольности. Последняя
здесь настолько близка, что заслоняет собою все остальное, всю необходимость
самоограничения и бдительности. Здесь легко "заглядеться" на
вольность, а тем самым допустить задержку развития, "промедлить". Но
всякое промедление есть отстаивание и упущение, в котором придется раскаяться.
Поэтому и текст предостерегает: Слабая черта на третьем месте. Заглядишься на
вольность - раскаешься. [Ибо] промедлишь, и будет раскаяние. 4 Эта позиция, единственная занятая сильной
чертой, является главной во всей гексаграмме Вольность. Все остальные позиции
относятся к ней лишь как подсобные. Все их силы группируются вокруг нее, как
волосы, "покрывающие шпильку", группируются вокруг нее в прическе.
Это особенно возможно потому, что именно здесь может проявиться вольность
(активная сильная черта в триграмме "молния"), лежащая на
подготовленной почве (в триграмме "земля" - покой и стойкость). Здесь
возможно достижение самых широких целей и неуместно никакое сомнение. Поэтому и
в тексте мы находим афоризм, полный бодрости: Сильная черта на четвертом месте. Исходи из вольности. Обладание великим доступно. Не сомневайся. Друзья
[соберутся вокруг тебя, как волосы], покрывающие шпильку. 5 Как уже было указано, в данной гексаграмме
главная позиция - четвертая, и ей подчинены остальные. Но пятая и шестая -
расположены над ней, это выражает их переразвитие, чрезмерность качеств, что
рассматривается как отрицательное явление; так и стойкость, развитая чрезмерно,
доводит до болезненности. Положение это было бы совершенно несчастливым, если
бы не сосредоточенность, сохраняемая навсегда и выраженная пятой, центральной
и, как правило, благоприятной позицией. Поэтому и в тексте читаем: Слабая черта
на пятом месте. Стойкость - к болезни. Постоянное не умрет. 6 На верхней позиции, как мы уже неоднократно видели, наступает конец данной ситуации. Она омрачается еще и тем, что эта верхняя позиция представляет собою увлечение в "пустую абстракцию", как результат перерезвития данного процесса. Поэтому и в тексте здесь сказано:Наверху слабая черта. Омраченная вольность. В становлении будет чрезмерность. [Но] беды не будет. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |