Назад к перечню гексаграмм
Гексаграмма № 18 Гу. Исправление.
Идеограмма,
которой обозначается данной понятие, изображает собою чашку, в которой, оттого
что ею давно не пользовались, завелись черви. Так изображается понятие порчи.
Но оно понимается и в переносном значении слова. Так мир и спокойствие, которые
слишком долго сковывали косной спячкой страну, приводят к процессам порчи и
разложения в ней. Так и атмосфера радостного последования допустима лишь на
время. Когда же она затягивается, то даже и в ней начинается процесс
разложения. - Так и в познании, когда ощущаются первые результаты достигнутого
познания, то человек, с легкостью остановившийся на них, может и не заметить,
что дальнейший познавательный процесс искажается влиянием прежних привычных, но
неправильных представлений. В конце концов, их примесь начинает сказываться с
такой силой, что для всей ситуации становится характерной эта порча познания, а
не оно само. Но все вышеизложенное - лишь одна сторона дела. Другая же состоит
в том, что данная ситуация - это не только порча, но и исправление доведенного
отцами до порчи. Эта порча - лишь начальная исходная точка для исправления
порчи, исправления, которому предстоит развитие. Условия благоприятствуют этому
делу, хотя оно и трудно и опасно, как "брод через великую реку". Но,
несмотря на это, здесь нужна полная обдуманность действий и активное укрепление
достигнутых результатов. Здесь, как говорит Вань И, "нужны три дня для
предварительной подготовки себя [к действию] и три дня для последующего закрепления
[его результатов]". Поэтому и в тексте мы находим:
Исправление порчи.
Изначальное развитие.
Благоприятен брод через великую реку.
[Будь бдителен] за
три дня до начала и три дня
после начала.
Выделенные черты:
1
Всякая порча - это результат не одного дня,
она появляется после многих поколений, если они были нерадивы в каком-нибудь
отношении. Поэтому здесь, на протяжении описания всего процесса, постоянно
говорится о том, что испорчено предками и исправляется потомками. Такая мысль
могла получить особенное развитие в классической стране культа предков - в
Китае. Весь смысл бытия сына - исправить то, что испорчено отцом. Но на первой
позиции имеется в виду еще не глубокая порча, поэтому, несмотря на опасность
положения, исход можно ожидать счастливым. Вот почему в тексте сказано:
В
начале слабая черта.
Исправление испорченного отцом.
[Для этого] есть сын.
Предкам не будет хулы.
Опасность, но в конце концов - счастье.
2
Вторая позиция - это уже более глубокая порча, более интенсивный процесс. Исправление здесь осложнено тем, что вторая позиция, как четная, предрасположена к пассивности, а для исправлении проступков матери встает внутренне противоречивая проблема: чувство долга требует исправить проступок матери, но чувство любви к ней не допускает вмешиваться в то, что ею оставлено. И все-таки это положение небезвыходно. Для него только необходима большая активность. Ее наличие символизировано тем, что эта позиция занята активной, сильной чертой. Если эта активность приведена в действие, то исправление возможно, исправление, которое было бы невозможным, если бы человек остался стойким, остался косным. Поэтому и в тексте читаем:
Сильная черта на втором
месте.
Исправление испорченного матерью.
Нельзя быть стойким.
3
Здесь положение отличается от предшествующего
только тем, что при нем уже невозможна та мягкость и осторожность, с которой
можно было действовать на предыдущей позиции. Поэтому и действие может привести
к некоторому раскаянию в нем. Однако необходимость исправления порчи, основное
содержание всей ситуации, - здесь самое важное, и, несмотря на некоторую
осложненность процесса, он не будет иметь дурного исхода. Поэтому в тексте
говорится:
Сильная черта на третьем месте.
Исправление испорченного отцом.
В
мелочах будет раскаяние.
Не будет большой хулы.
4
Основной смысл четвертой позиции - это
самоотдача, ибо здесь уже совершен переход от внутреннего к внешнему, от себя к
иному. Поэтому в данной ситуации это значит отказ от своей деятельности, от
исправления и отдачу себя окружению; но в нем порча. Поэтому здесь лишь
увеличивается порча, допущенная предками, и лучше здесь воздержаться от
деятельности и переждать время, ибо если, наоборот, выступить, т.е. проявить
свою деятельность, лишь усугубляющую порчу, то об этом придется пожалеть, когда
наступит пора, более предрасположенная для деятельности. Поэтому текст
предостерегает:
Слабая черта на четвертом месте.
Усугубление испорченного
отцом.
Если выступишь, то увидишь сожаление.
5
Пятая позиция - позиция максимального
раскрытия внутренних сил и способностей вовне. Здесь объединяются все
положительные достижения предыдущих позиций. С этой позиции легче всего
управлять всеми носителями положительных сил. Именно в данный момент возможна
похвала им. Поэтому лаконичный текст говорит только:
Слабая черта на пятом месте.
Исправление испорченного отцом.
Необходима хвала.
6
Верхняя позиция - это момент, когда отступает на задний план специфика данной ситуации. Если все черты, бывшие прежде, символизируют то или иное участие в исправлении порчи, то данная позиция не имеет отношения к самой порче и в силу этого не участвует в ее исправлении. Здесь человек не участвует в жизни других людей, что на языке "Книги Перемен", памятника феодальной эпохи, называется не служить государю. Он - выше жизни государства. Он сам может прославить и оценить свои дела. Поэтому и в тексте читаем:Наверху сильная черта.
Не служи царю и князю,
Возвеличишь и оценишь свое дело.