Назад к перечню гексаграмм
Гексаграмма № 19 Линь. Посещение.
В результате
процесса, описанного в предыдущей гексаграмме, устраняются элементы
дисгармонии, т.е. того, что, как нечто унаследованное от предков, чуждо данному
времени и, не находя в нем применения, обречено на разложение. Но когда эти
пережитки устранены, то возможно взаимное сближение оставшихся элементов,
которому уже ничто не мешает. - Так и в познании, когда удается освободиться от
пережиточных предвзятых мнений, то возможно сближение с объектом, т.е. его познанием.
Это называется "посещением". Однако сближаться следует небезразлично
с чем угодно. Ибо ситуация, прямо противоположная данной, - бегство, - такова,
что сближение с ней принципиально обречено на неудачу. Гексаграмма, выражающая
это бегство, приурочена к восьмой луне китайского календаря. Потому
"восьмая луна" метафорически обозначает "бегство". Вот
почему в пору Посещения, если даже развиваются изначальные импульсы, которым
благоприятствует здесь стойкое свойство данной ситуации, все равно человека
приводит к несчастью, когда он приближается к восьмой луне, или, словами
текста:
Посещение.
Изначальное развитие: благоприятна стойкость.
При достижении восьмой луны будет несчастье.
Выделенные черты:
1
Как для исправления порчи необходима твердая
решительность, так для сближающего посещения нужна мягкость и человечность. Как
для искоренения одичалого варварства нужно вмешательство силы, так для
дальнейшего культурного развития необходима любовь и сострадание к тому, кого
надо развивать. - Так же и в познании: как для устранения ошибочных и
предвзятых мнений нужна сила знания, приобретенного в прежнем опыте, так для
того, чтобы проникнуть в идею, "посетить" ее, еще не известную,
необходима созерцательная сила нового акта познания. Но так как на данной
позиции напряженность, охарактеризованная сильной чертой, все больше и больше
возрастает, то возможно посещение всего без различия. Но это переразвитие.
Потому текст напоминает о стойком соблюдении рамок и мер, говоря:
В начале
сильная черта.
Всеобщее посещение.
Стойкость - к счастью.
2
На данной позиции условия в основном остаются
такими же; только правильное прохождение предыдущей ступени гарантирует
уравновешенность сил, характерную для серединной, второй позиции. В этом
положении сама ситуация обеспечивает продвижение вперед, для которого излишне
предостережение, указанное на предыдущей ступени. Поэтому в тексте мы находим
только:
Сильная черта на втором месте.
Всеобщее посещение.
Счастье.
Ничего неблагоприятного.
3
Опять наступает момент активного действия, но
в нем действующими оказываются податливые способности, характерные для данной
ситуации вообще и выраженные тем, что нечетная позиция занята слабой чертой.
Так, если здесь и возможна активность, то она все же не выходит за пределы
личных переживаний. Ими можно наслаждаться, но ничто не благоприятствует им
вовне, где они и не проявляются. Однако это положение кризиса небезвыходно, ибо
при достаточной заботливости можно избежать порицания за свои действия. В
тексте здесь сказано:
Слабая черта на третьем месте.
Сладостное посещение.
Ничего благоприятного.
Но если уж озаботишься об этом,то хулы не будет.
4
Как мы уже не раз видели, смысл четвертой позиции - это самоотдача. Но не всегда она совершается беспрепятственно. Здесь же для нее условия особенно благоприятствуют, ибо по содержанию Посещения ее смысл - приход к иному, который тем более возможен, потому что для данной позиции в этой гексаграмме существует правильное соответствие с первой чертой. Здесь достигается то, что намечалось на первой позиции. Там действовало еще знание, сложившееся в прошлом опыте, здесь же достигается знание, приобретаемое вновь. Поэтому в тексте мы находим:
Слабая черта на четвертом месте.
Достигающее посещение.
Хулы не будет.
5
Как и на предыдущей ступени, здесь действует
благотворно соответствие со второй чертой. Оно дает гармоническое познание, ибо
для второй позиции здесь характерно действие нового акта познания в пределах
накопленного опыта, здесь же обратно: действие накопленного опыта в новом акте
познания. Такое знание господствует над познаваемым, вполне овладевает
материалом познания. Об этом синтезирующем познании в тексте читаем:
Слабая
черта на пятом месте.
Познанное посещение.
Подобающее великому государю.
Счастье.
6
После того, как при наличии подлинного знания совершено посещение, то в последнем уже ничего нового не предстоит узнать. Уже известно, что все известно, а, следовательно, невозможно и не нужно скрывать что-либо, т.е. возможна и необходима полная искренность в посещении. Собственно активный процесс в посещении уже завершился и может лишь углубляться, но углубляться настолько, что в новом акте познания достигается такая полнота его, что непосредственно в нем содержится и весь прежде накопленный опыт и знание. Им может удовлетвориться человек, ибо процесс посещения здесь заканчивается, и вне познаваемого ничего не остается. Но это не обозначает еще остановки, за которую может грозить хула. Поэтому и в тексте говорится:Наверху слабая черта.
Искреннее посещение.
Счастье.
Хулы не будет.