Назад к перечню гексаграмм
Гексаграмма № 38 Куй. Разлад.
Если семья
устроена неправильно, т.е. если, прежде всего глава ее не развивает в себе
необходимых качеств, если семья предоставлена самой себе, то в ней с
необходимостью возникает разлад, т.е. та ситуация, которая рассматривается
здесь. Данная гексаграмма комментируется еще со следующей стороны. Триграммы,
ее составляющие, по семейной символике "Книги Перемен" обозначают
среднюю дочь и младшую дочь, т.е. двух женщин. Как говорят китайские комментаторы,
в одном доме две женщины не могут жить в мире, между ними с необходимостью
возникает разлад. Само собой, и в такой обстановке кое-что может быть сделано,
но то только незначительные мелкие дела. Поэтому и текст говорит здесь о мелких
делах, которые могут быть благоприятны. С другой стороны, этот образ,
независимо от символики семьи, рассматривается еще комментаторами и так:
верхняя триграмма здесь огонь, могущий подняться, двигаться вверх; нижняя
триграмма здесь водоём, для него характерно движение в глубину, т.е. вниз.
Таким образом, между верхней и нижней триграммой происходит разрыв, который
самым ярким образом выражен в 12-й гексаграмме. Как там был распад, так здесь -
разлад. Поэтому в тексте мы читаем:
Разлад.
В незначительных делах счастье.
Выделенные черты:
1
Во время разлада самое лучшее - не принимать в
нем участия, предоставив событиям течь самим по себе и, не вмешиваясь в них,
ждать, когда данная ситуация минет и можно будет что-нибудь сделать. Достаточно
увидеть этот разлад, и самое созерцание его и понимание его качества дадут
возможность направить свою деятельность так, что она не приведет к дурному
результату. Так, достаточно увидеть злого человека как именно злого, для того
чтобы понять, как следует себя вести по отношению к нему, и тем самым обезопасить
себя от его действий. В этом смысле текст говорит:
В начале сильная черта.
Раскаяние исчезнет.
Когда потеряешь коня, не гонись за ним.
Он и сам вернется.
Увидишь злого человека - хулы не будет.
2
Пассивная выжидательная позиция, которая
должна быть занята здесь, не исключает возможности встречи с высшим, ибо оно
может оказаться и в таком захолустье, которое представляет собою атмосфера
разлада. То, что здесь эта встреча возможна, объясняет комментаторами через
образ соответствия второй позиции и пятой, которой свойственно качество
мягкости и податливости в контексте данной гексаграммы, т.е. качество
милостивой снисходительности. В этом смысле приходится понимать афоризм текста:
Сильная черта на втором месте.
Встретишь господина в закоулке.
Хулы не будет.
3
Третья позиция, расположенная между второй и
четвертой, склоняет человека к тому, что он обращает на них больше внимания,
чем это следует. Здесь именно не следует обращать внимания на действия
окружения, т.е. вторую и четвертую позиции, которые, конкурируя друг с другом,
представляют собой этот разлад. Наоборот, если бы человек обратил внимание на
воздействие извне, на спорящие стороны, то это значило бы, что он остановился
на данной позиции, тогда как именно с нее нужно сойти. Это значило бы, что он
лишился возможности движения вперед, или, иными словами, он сам подверг себя
казни. Для того чтобы преодолеть это, надо думать, что в данной ситуации сам
человек невиновен, не в его власти начало этой ситуации, и только правильным
поведением своим он может достигнуть того, что конец этой ситуации будет сделан
таким, каким это необходимо для него. Текст это облекает в следующие образы:
Слабая черта на третьем месте.
Увидишь, что воз оттягивает вспять и его вола
задерживают.
У человека в нем обрезаны волосы и нос.
Не в твоей власти начало, но в твоей власти конец.
4
Первая позиция характеризовалась стремлением
предоставить событиям течь, как они протекают. Поэтому силы первой позиции не
оказывают никакого влияния на остальные события. И четвертая позиция, которая
по закону соответствий могла бы быть поддержана только первой, указывается
символом того, кто оставлен в полном одиночестве во время разлада. Здесь
следует не столько рассчитывать на поддержку со стороны первой позиции, сколько
на связь с тем, кто символизирован на следующей позиции. Само собой, это
положение может быть названо ужасным, но если связь с вышестоящим будет
правдивой, то даже в одиночестве будут найдены необходимые силы для преодоления
разлада. Текст говорит здесь:
Сильная черта на четвертом месте.
Разлад и
одиночество.
Если встретишь великого мужа и если
связь с ним будет правдивой,
то хотя
это и ужасное положение, хулы не будет.
5
Пятая позиция, наконец, приводит к тому, что
намечается выход из ситуации разлада. Поэтому при правильном действии на ней не
в чем будет раскаиваться. Кроме того, пятая позиция здесь может найти поддержку
в том человеке, который представлен второй чертой. Если она отстоит от данного
человека на некотором расстоянии и две черты их разделяют, точно перегородка,
"кожа", о которой говорит текст, то все же в силу соответствия это
препятствие может быть устранено. И самое лучшее при полном развитии сил,
нужных для преодоления разлада, - выступить из данной ситуации. В этом случае
приходится понимать текст:
Слабая черта на пятом месте.
Раскаяние исчезнет.
Этот сообщник прокусит кожу.
Если выступишь, то какая же может быть хула?
6
На шестой позиции, т.е. в апогее разлада, перед человеком предстает разлад во всей своей силе, во всей своей грязи и безобразии. Если человек здесь и предпринимает какие-нибудь действия против него, то вскоре может убедиться, что действия эти тщетны, ибо разлад, как ложное отношение между людьми, лишен субстанциональности. Такой человек увидит, что это не подлинные, а потому и непостоянные отношения между людьми. Поэтому если он предпринимает против разлада какие-нибудь действия, то вскоре поймет, что эти действия излишни, ибо ситуация сама собой должна миновать. Здесь могло бы быть полное воссоединение враждующих сторон. Но все же сам разлад, олицетворенный в образе разбойника, здесь еще продолжает действовать. Но действие его таково, что в силу окончания данной ситуации напряженная атмосфера должна разрядиться, точно грозовая туча должна пролить дождь. В этом смысле в "Книге Перемен" сказано:Наверху сильная черта.
Разлад и одиночество.
Увидишь свинью, покрытую грязью.
Увидишь, что бесы наполняют всю колесницу.
Сперва натянешь лук против этого, а потом
отложишь его в сторону.
Если бы не разбойник, был бы брак.
Если, выступая, встретишь дождь, то будет счастье.