Назад к перечню гексаграмм
Гексаграмма № 45 Цуй. Воссоединение.
Мы имели случай
неоднократно убедиться в том, что гексаграммы в "Книге Перемен" одна
за другой следуют по принципу противоположности. Так и в этом случае после
перечения как разрозненности, идет гексаграмма, обозначающая воссоединение. Это
воссоединение, собственно говоря, намечалось уже как внутреннее качество в
предыдущей ситуации. Здесь оно является основной темой данной ситуации. В
древнем Китае царь рассматривался как живой представитель всех отцов, т.е.
предыдущих царей. В этом отношении антитеза живого и мертвого использована в
данном афоризме. Но афоризм говорит не только об антитезе, но также и о
воссоединении этих противоположностей. В этом же смысле приходится понимать и
встречу с великим человеком, о которой говорит текст. Так как здесь говорится о
воссоединении в целом, во всех его возможных вариантах, то дается указание на
воссоединение как на серьезное и крупное дело, для которого необходимы великие
жертвоприношения. Если все это соблюдено человеком, то благоприятность его
действия, хотя бы оно было и крупным, гарантирована сама собой. В тексте здесь
мы читаем:
Воссоединение.
Свершение.
Царь подходит к обладателям храма (к духам
предков).
Благоприятна встреча с великим человеком.
Благоприятна стойкость.
Необходимо великое жертвоприношение, тогда -
счастье.
Благоприятно иметь куда выступить.
Выделенные черты:
1
Правда как отражение действительности
рождается в синтезе. Поскольку здесь, на первой позиции, лишь намечается
возможность синтеза, постольку правдивость здесь не может быть доведена до
конца. Благодаря этому и результат деятельности, построенной на такой неполной
правдивости, может быть как гармоничен, так и негармоничен. Если результат
деятельности приведет к хаосу, то человек может лишь скорбно воскликнуть об
этом. Наоборот, если результат приведет все-таки к воссоединению, то оно и
будет достигнуто. Во всяком случае, страх в такой деятельности мог бы только повредить
человеку. Поэтому "Книгу Перемен" советует:
В начале слабая черта.
Если будешь правдивым, но не до конца,
то может быть как растерянность, так
и
воссоединение.
Тогда воскликнешь, но все сразу соберутся
и будет смех.
Не
бойся.
Если отправишься, то хулы не будет.
2
Воссоединение может наступить и при
пассивности одной из соединяющихся сторон. Она может быть лишь увлечена. Но
даже и это может гарантировать благоприятный исход. А если этот исход будет
благоприятным, то он потребует затраты лишь небольших жертв, ибо не в
количестве жертв дело, а в той правдивости и благоговении, с которыми
приносится жертва. В этом смысле текст говорит:
Слабая черта на втором месте.
Дашь себя увлечь, и будет счастье.
Хулы не будет.
Если ты правдив, то это
благоприятствует
необходимости принести даже малую жертву.
3
Процесс воссоединения может идти и
неправильно, он может привести к сожалению. И именно эта возможность отражена в
третьей позиции кризиса. Поскольку на ней не заканчивается процесс, постольку
из нее нужно выступить. Это лучшее, что может быть сделано, но даже и тогда
человек может пожалеть, что пропустил более благоприятный момент - предыдущую
вторую позицию. Так, в тексте сказано:
Слабая черта на третьем месте.
Воссоединение и вздохи.
Ничего благоприятного.
Если выступишь, то хулы не
будет, а будет лишь
небольшое сожаление.
4
Но вот момент кризиса миновал, и впервые перед
человеком появляется возможность подлинного воссоединения. Само собою, что этот
момент охвачен переживанием счастья. Поэтому лаконичный текст говорит:
Сильная
черта на четвертом месте.
Великое счастье.
Хулы не будет.
5
То счастье, которое переживается на предыдущей ступени, может быть силой, которая притягивает к себе всех окружающих. Поэтому в данной ситуации все могут, стремится не к тому человеку, который занимает главную, пятую позицию, т.е. к тому, кто является носителем воссоединения по преимуществу, а к его предтече - человеку, символизированному четвертой чертой. Поэтому к главному носителю принципа воссоединения может быть проявлено некоторое недоверие. Однако это недоверие не должно его смущать. Он должен от самого начала и навеки оставаться стойким, ибо ему, как прошедшему через опыт предыдущей ступени, известно, что тяготение к предтечи является лишь переходным этапом, лишь частью пути, который проходят все, стремящиеся к воссоединению именно с ним, стоящим на пятой позиции. Поэтому "Книги Перемен" здесь только констатирует:
Сильная черта на пятом месте.
Воссоединение у того, кто
занимает престол.
Хулы не будет.
Если все же нет доверия, то будь от начала и
вовеки стойким, тогда раскаяние исчезнет.
6
Ситуация воссоединения является благоприятной, но на шестой позиции она приходит к своему концу, это может быть пережито человеком как большое горе. Он может отдаться плачу, описанному в "Книге Перемен" в самых реалистических чертах. Но дальнейшая ситуация является тоже благоприятной. Поэтому "Книга Перемен" утешает здесь так:Наверху слабая черта.
Жалобы, и стоны, и слезы - до насморка.
Хулы не будет.