Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Фэн-шуй во всех сферах жизни風水 |
|
Назад к перечню гексаграмм Гексаграмма № 4 Мын. Недоразвитость. Прежде всего,
несколько слов об устройстве данной гексаграммы. Здесь внизу триграмма
"вода" - "опасность", а вверху - гора -
"остановка". Это опасность, которая приостановлена, это ручей,
который вытекает у подножия горы или который, встречая на своем пути гору, не
может двигаться прямо дальше. По названию гексаграммы - это недоразвитость,
непросвещенность. Однако вместе с тем и преодоление этой недоразвитости - просвещение
непросвещенных. Поэтому здесь развертывается процесс, происходящий между
учителем и учеником, между знанием, уже собранным прежде, и новым
познавательным актом. Если в предыдущей гексаграмме фигура руководящей стороны
лишь намечалась, а все внимание было направлено на изображение трудностей
начала, то здесь эта фигура выступает с полной отчетливостью. Графически она
выражена во второй и в шестой сильных чертах, которые, однако, не являются
здесь главными, а лишь способствуют действию главной пятой черты. Последняя,
как и остальные три слабые черты всей гексаграммы, символизирует
непросвещенных, которых просвещает учитель. Но каждая из них обладает своими
специфическими чертами, поэтому на разных ступенях процесс этот охарактеризован
различно. Но общим в нем остается то, что это двухсторонний процесс, в котором
инициатива просвещения может исходить лишь от непросвещенного, так как этот
процесс не приводит к желательному результату, если он построен на насилии.
Поэтому здесь благоприятна стойкость как развивающемуся, так и развивающему. И
первому - в том, чтобы руководствоваться первым же указанием просвещающего, а
не искать дальнейших указаний, не выполнив первые, и второму - эта стойкость
нужна в том, чтобы помнить, что инициатива процесса должна быть сосредоточена у
просвещаемого. В технике познания - это момент, когда познаваемое, но еще не
познанное получает в развитии процесса познания ту ясность, которая дается ему
из разума, сложившегося в прежде накопленном опыте. Но это не значит, что акты
нового познания целиком зависимы от уже известного, наоборот - новый акт
познания должен быть способен к максимально полному прогнозу дальнейшего. Но
лишь объясняется, в буквальном значении этого слова, ясностью уже известного.
При этом познающий сохраняет всю острую ревностность, пытливость и
заинтересованность в данном процессе. ( Не напрасно здесь в комментаторской
литературе есть указание на следующее место из "Луньюй": "Кто не
горит душой [о познании], тому не раскрою ничего; кто не скорбит [о своей
неумелости], того не разовью. И ничего не отвечу тому, кто не скажет ни слова о
трех углах квадрата, когда ему объяснен один угол". Интересно еще отметить
и то, что в древнем Китае гадание оракула почиталось средством к разрешения
сомнений. Поэтому, как пишет Ван Би, повторное и третье гадание, давая иные
результаты, уже не разрешает сомнений, а, давая альтернативное решение вопроса,
лишь вносит неясность и расплывчатость. ) В тексте это выражено так: Недоразвитость. Недоразвитому - развитие. Не я стремлюсь к юношески
недоразвитым, а юношески недоразвитые стремятся ко мне. По первому гаданию -
возвещу. Повторное же и третье гадания - излишество. А раз излишество то не
возвещу. Благоприятна стойкость. Выделенные черты: 1 Первый момент здесь характеризует самое начало
отношений ученика и учителя. Пусть ученик еще и недоразвит, но здесь предстоит
ему раскрытие заложенных в нем способностей. Его близость к учителю и
активность его положения порукой тому. Но в это время учитель еще не может дать
ему таких наставлений, которым бы он следовал совершенно свободно. Это скорее
система запретов и наказаний. Однако известная свобода ученику здесь должна
быть предоставлена, с него должны быть сняты кандалы (его омраченность),
которые тяготели над ним до сих пор. Однако если бы ученик, освободившись от
них, самостоятельно начал действовать, то ему пришлось бы много о чем пожалеть,
ибо по неопытности он мог бы многое испортить. Вот так текст выражает это: В
начале слабая черта. Раскрытие недоразвитых. Здесь благоприятно, чтобы были
применены к людям наказания, чтобы они были освобождены от кандалов, но
самостоятельное выступление к действию приведет к сожалению. 2 Основное достоинство учителя состоит в том,
что он в состоянии принять к себе недоразвитого ученика и в согласии со всей
закономерностью мира развить его. Ученик, предоставленный самому себе, многого
будет лишен; но и учитель будет многого лишен, если он не примет на себя
руководство учеником. Как в дом вводится жена, новый член семьи, так и учитель
находит в ученике нечто новое. И лишь с той поры как сын вводит в семью свою
жену, он может начать устройство своего дома. Учитель- это лишь носитель прежде
накопленного разума. И этот разум относится к познаниям, приобретаемым вновь,
как учитель к ученику, как в семье сын к его жене, вновь вводимой в дом. Лишь в
таком сочетании накопленного разума и новых познаний достигается устройство
собственного знания и возможность сообщать его другим. Вот в какие образы
облекаются эти мысли в тексте: Сильная черта на втором месте. Прими к себе недоразвитого. Счастье. Ввести [в дом] жену - к счастью. [Лишь после этого] сын будет в
состоянии устроить [собственную] семью. 3 Момент кризиса в данном процессе
характеризуется тем, что эта третья черта - является верхней в триграмме
"опасность". Поэтому то, что хорошо в предыдущий момент, пагубно
здесь. Введение жены в дом здесь не может увенчаться успехом, так как она,
встретясь с богачом, который символизирован полной сил второй чертой, не сможет
соблюсти себя в рамках своего долга. Таким образом, все хлопоты здесь
оказываются бесполезными. В этом состоянии, конечно, невозможно и углубленное
новое познание, а возможна лишь спекулятивная игра мыслей. Но последняя никогда
не приводит к положительному знанию. Поэтому текст здесь предостерегает так: Слабая черта на третьем месте. Не надо брать женщину [в жены]: она увидит
богача и не будет владеть собою. Ничего благоприятного. 4 Кризис уже миновал. Но данная позиция
настолько удалена от позиции учителя, она так лишена поддержки в резонирующий
ей сферах, что ничего и никто здесь не в состоянии преодолеть недоразвитость,
характеризуемую всей данной гексаграммой. Здесь бессильны и приказания, и
благосклонность учителя, и его предостережения. Приходится лишь констатировать
самый факт, что недоразвитый человек здесь находится в чрезвычайно
затруднительном положении. Он окосневает в своей недоразвитости. Если на
предыдущей позиции познание затрудняется поверхностной деятельностью рассудка,
то здесь мешает его косная недоразвитость. Естественно, что никакая деятельность
здесь не дает положительного результата, и единственный плод такой деятельности
- сожаление о ней. Текст здесь лаконичен: Слабая черта на четвертом месте. Бедственная недоразвитость. Сожаление. 5 Пятая позиция присуща великому человеку, но
здесь данную позицию занимает человек с детски податливой душой, выраженной в
символике "Книги Перемен" слабой чертой. Близость к суровому учителю,
занимающему верхнюю позицию, и правильный полный резонанс в благотворно
действующей второй позиции делает это положение вполне счастливым. Здесь
указывается на совершенно закономерную недоразвитость юноши и, чтоб
предостеречь от стремления самостоятельно развиваться, которое не приведет к
благим последствиям, здесь преднамеренно указывается на счастливый характер
данного положения. Надо довериться здесь учителю, а в познании - довериться уже
сложившимся и выработанным системе и методу познания. Текст выражает это
опять-таки с предельной лаконичностью: Слабая черта на пятом месте. Юношеская
недоразвитость. Счастье. 6 Наступает конец недоразвитости. И здесь указывается сила учителя, достигшего гармонии между знанием и новым актом познания. Этой силой он в состоянии разбить недоразвитость. Но если бы он просто навязал ученику свои знания, то он поступил бы по отношению к ученику, как захватчик, как "разбойник", вторгаясь в его самостоятельность познания. Это была бы все же замена возможности нового познания уже прежде накопленным опытом. А здесь все дело в том, чтобы "давать снадобье в соответствии с болезнью", чтобы разбить недоразвитость, которая, как "разбойник", захватила ученика. Поэтому и текст гласит:Наверху сильная черта. Ударь по недоразвитости! Неблагоприятно быть разбойником, Благоприятно совладать с разбойником. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |