Главная | Регистрация | Вход | RSS |
Фэн-шуй во всех сферах жизни風水 |
|
Назад к перечню гексаграмм Гексаграмма № 52 Гэнь. Сосредоточенность. В одном из своих
афоризмов крупнейших сунский философ Чэн И-чуань сказал, что человек, понявший
суть данной гексаграммы, тем самым уже понял всю суть буддизма. Чэн И-чуань не
был буддистом, но был хорошо знаком с буддийской философией своего времени.
По-видимому, он дал правильную характеристику, ибо Вань И, который рассматривал
"Книгу Перемен" с точки зрения буддийской философии, этой гексаграмме
уделяет совершенно исключительное внимание. Если рассматривать то, что он здесь
высказывает, то в кратких словах это может быть сведено к следующему. Движение
не отделено от покоя. Это коррелятивное понятие. Кроме того, движение зависит
от покоя, как и покой, лишены самостоятельного бытия, а возникают лишь одно от
другого. И, наконец, остановка движения является покоем, а покой покоя, т.е.
остановка покоя, есть движение. Таким образом, эти оба понятия зависимы друг от
друга. Если в предыдущей ситуации было показано максимальное движение, то,
собственно говоря, в ней самой уже было указано и на покой, и в силу чисто
технических причин, в силу невозможности говорить одновременно двоякое в
"Книге Перемен", это рассматривается как два последовательных
момента. Таким образа, данная ситуация, ситуация максимального покоя и
сосредоточенности, следует за ситуацией возбуждения. Главные органы восприятия,
возбуждающие наше познание, - глаза, расположены на передней части лица.
Поэтому спина, лишенная зрения, слуха, обоняния, вкуса, представляет собою
символ, противоположный органам восприятия. Спина - это то, в чем больше всего
человек статичен, если считать вместе с Вань И, что динамика восприятия
сосредоточена в самих органах восприятия. В данной ситуации имеется в виду
такая сосредоточенность, при которой человек не ощущает даже самого себя, он
целиком пребывает в своей неподвижности, в своей спине. Может быть, он даже и
будет действовать, но в этом действии он не воспримет ничего из окружающих его
вещей и людей. Можно было бы думать, что такая отрешенность, погруженность в
себя могли бы привести к полному отрыву от мира. Однако, поскольку здесь
имеется в виду лишь временная, преходящая ситуация, лишь один абстрагированный
момент, постольку в общем данная ситуация не может привести к дурному
результату. По поводу этого текст говорит следующее: Сосредоточенность. Сосредоточишься на своей спине. Не воспримешь своего тела. Проходя по своему
двору, не заметишь своих людей. Хулы не будет. Выделенные черты: 1 Стойкость и неподвижность, не изменяющиеся в
самих себе, гармонически сочетаются со всем смыслом данной ситуации. Поэтому
она может быть здесь наиболее благоприятной. Но процесс сосредоточенности здесь
только в самом начале своего развития. По символике тела здесь "Книга
Перемен" совершенно естественно говорит о сосредоточенности в пальцах ног.
Постепенно эта сосредоточенность должна распространяться все дальше и дальше на
всего человека. Но здесь текст говорит только: В начале слабая черта. Сосредоточенность в пальцах ног. Хулы не будет. Благоприятна вечная стойкость. 2 Вторая пассивная позиция занята здесь слабой
чертой, и это вдвойне характеризует сосредоточенность, остановку, бессилие,
неподвижность и т.п. Однако ситуация должна как-то развиваться. Более того,
вторая позиция характеризуется тем, что она должна вести за собой и следующую,
должна импульсировать ее к дальнейшему движению. Однако слабость, свойственная
ей, приводит к тому, что это импульсирование здесь в высшей степени затруднено.
Вот почему в тексте здесь мы читаем: Слабая черта на втором месте. Сосредоточенность в икрах. Не спасешь того, за кем следуешь. Его сердце невесело. 3 После двух позиций покоя, т.е. первой и
второй, наступает третья, которая является сама по себе переломным моментом и
которая занята качественно иной, сильной чертой. Перелом здесь особенно ощутим.
Вся опасность данной ситуации сосредоточенна в этой позиции. Остановка,
сосредоточенность охватывает человека все дальше и дальше. Он уже не может
шелохнуться, и в нем самом точно происходит раскол. "Книга Перемен"
здесь констатирует только ужас данной ситуации и говорит: Сильная черта на
третьем месте. Остановка в бедрах. Они отходят от поясницы. Ужас охватывает сердце. 4 Все дальше развивающаяся статичность данной
ситуации приводит к тому, что сосредоточенностью охвачено все тело человека, но
поскольку здесь опять, как и на второй позиции, мы встречаем гармоническое
сочетание пассивной, четной позиции и слабой теневой черты, постольку здесь это
положение хотя и может казаться опасным, однако страх будет напрасен. И
"Книга Перемен" успокаивает: Слабая черта на четвертом месте. Сосредоточенность в туловище. Хулы не будет. 5 Наконец максимально выявляется сущность
ситуации. Если ее сущность покой, то, как мы видели в общем, введении, покой
чередуется с движением, как и движение с покоем. Именно благодаря этому
возможно наступление ритмического чередования покоя и движения и их
гармоническая последовательность. Больше всего ритмика выражается в речи,
главным органом которой является гортань, скрытая в шее. При правильном
действии речи может быть достигнута та ритмическая гармония, которая помогает
человеку исправить все ошибки, допущенные в прошлом. В этом смысле текст
говорит: Слабая черта на пятом месте. Остановка в шее. В речах пусть будет
стойкость, и раскаяние исчезнет. 6 Шестая позиция данной гексаграммы является главной в ней. Здесь больше всего достигается остановка, сосредоточенность, покой. Максимальное развитие покоя приводит к тому, что он сам останавливает себя, и так дается выход из всей данной ситуации. Закрепить покой, т.е. приостановить его, - значит перейти к движению. Поскольку шестая черта должна приводить к переходу в следующую ситуацию, постольку здесь имеется в виду благоприятный исход закрепления, о котором говорит текст:Наверху сильная черта. Закрепи сосредоточенность. Счастье. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Создать бесплатный сайт с uCoz |