Назад к перечню гексаграмм
Гексаграмма № 52 Гэнь. Сосредоточенность.
В одном из своих
афоризмов крупнейших сунский философ Чэн И-чуань сказал, что человек, понявший
суть данной гексаграммы, тем самым уже понял всю суть буддизма. Чэн И-чуань не
был буддистом, но был хорошо знаком с буддийской философией своего времени.
По-видимому, он дал правильную характеристику, ибо Вань И, который рассматривал
"Книгу Перемен" с точки зрения буддийской философии, этой гексаграмме
уделяет совершенно исключительное внимание. Если рассматривать то, что он здесь
высказывает, то в кратких словах это может быть сведено к следующему. Движение
не отделено от покоя. Это коррелятивное понятие. Кроме того, движение зависит
от покоя, как и покой, лишены самостоятельного бытия, а возникают лишь одно от
другого. И, наконец, остановка движения является покоем, а покой покоя, т.е.
остановка покоя, есть движение. Таким образом, эти оба понятия зависимы друг от
друга. Если в предыдущей ситуации было показано максимальное движение, то,
собственно говоря, в ней самой уже было указано и на покой, и в силу чисто
технических причин, в силу невозможности говорить одновременно двоякое в
"Книге Перемен", это рассматривается как два последовательных
момента. Таким образа, данная ситуация, ситуация максимального покоя и
сосредоточенности, следует за ситуацией возбуждения. Главные органы восприятия,
возбуждающие наше познание, - глаза, расположены на передней части лица.
Поэтому спина, лишенная зрения, слуха, обоняния, вкуса, представляет собою
символ, противоположный органам восприятия. Спина - это то, в чем больше всего
человек статичен, если считать вместе с Вань И, что динамика восприятия
сосредоточена в самих органах восприятия. В данной ситуации имеется в виду
такая сосредоточенность, при которой человек не ощущает даже самого себя, он
целиком пребывает в своей неподвижности, в своей спине. Может быть, он даже и
будет действовать, но в этом действии он не воспримет ничего из окружающих его
вещей и людей. Можно было бы думать, что такая отрешенность, погруженность в
себя могли бы привести к полному отрыву от мира. Однако, поскольку здесь
имеется в виду лишь временная, преходящая ситуация, лишь один абстрагированный
момент, постольку в общем данная ситуация не может привести к дурному
результату. По поводу этого текст говорит следующее:
Сосредоточенность.
Сосредоточишься на своей спине.
Не воспримешь своего тела.
Проходя по своему
двору, не заметишь своих людей.
Хулы не будет.
Выделенные черты:
1
Стойкость и неподвижность, не изменяющиеся в
самих себе, гармонически сочетаются со всем смыслом данной ситуации. Поэтому
она может быть здесь наиболее благоприятной. Но процесс сосредоточенности здесь
только в самом начале своего развития. По символике тела здесь "Книга
Перемен" совершенно естественно говорит о сосредоточенности в пальцах ног.
Постепенно эта сосредоточенность должна распространяться все дальше и дальше на
всего человека. Но здесь текст говорит только:
В начале слабая черта.
Сосредоточенность в пальцах ног.
Хулы не будет.
Благоприятна вечная стойкость.
2
Вторая пассивная позиция занята здесь слабой
чертой, и это вдвойне характеризует сосредоточенность, остановку, бессилие,
неподвижность и т.п. Однако ситуация должна как-то развиваться. Более того,
вторая позиция характеризуется тем, что она должна вести за собой и следующую,
должна импульсировать ее к дальнейшему движению. Однако слабость, свойственная
ей, приводит к тому, что это импульсирование здесь в высшей степени затруднено.
Вот почему в тексте здесь мы читаем:
Слабая черта на втором месте.
Сосредоточенность в икрах.
Не спасешь того, за кем следуешь.
Его сердце невесело.
3
После двух позиций покоя, т.е. первой и
второй, наступает третья, которая является сама по себе переломным моментом и
которая занята качественно иной, сильной чертой. Перелом здесь особенно ощутим.
Вся опасность данной ситуации сосредоточенна в этой позиции. Остановка,
сосредоточенность охватывает человека все дальше и дальше. Он уже не может
шелохнуться, и в нем самом точно происходит раскол. "Книга Перемен"
здесь констатирует только ужас данной ситуации и говорит:
Сильная черта на
третьем месте.
Остановка в бедрах.
Они отходят от поясницы.
Ужас охватывает сердце.
4
Все дальше развивающаяся статичность данной
ситуации приводит к тому, что сосредоточенностью охвачено все тело человека, но
поскольку здесь опять, как и на второй позиции, мы встречаем гармоническое
сочетание пассивной, четной позиции и слабой теневой черты, постольку здесь это
положение хотя и может казаться опасным, однако страх будет напрасен. И
"Книга Перемен" успокаивает:
Слабая черта на четвертом месте.
Сосредоточенность в туловище.
Хулы не будет.
5
Наконец максимально выявляется сущность
ситуации. Если ее сущность покой, то, как мы видели в общем, введении, покой
чередуется с движением, как и движение с покоем. Именно благодаря этому
возможно наступление ритмического чередования покоя и движения и их
гармоническая последовательность. Больше всего ритмика выражается в речи,
главным органом которой является гортань, скрытая в шее. При правильном
действии речи может быть достигнута та ритмическая гармония, которая помогает
человеку исправить все ошибки, допущенные в прошлом. В этом смысле текст
говорит:
Слабая черта на пятом месте.
Остановка в шее.
В речах пусть будет
стойкость, и раскаяние
исчезнет.
6
Шестая позиция данной гексаграммы является главной в ней. Здесь больше всего достигается остановка, сосредоточенность, покой. Максимальное развитие покоя приводит к тому, что он сам останавливает себя, и так дается выход из всей данной ситуации. Закрепить покой, т.е. приостановить его, - значит перейти к движению. Поскольку шестая черта должна приводить к переходу в следующую ситуацию, постольку здесь имеется в виду благоприятный исход закрепления, о котором говорит текст:Наверху сильная черта.
Закрепи сосредоточенность.
Счастье.