Назад к перечню гексаграмм
Гексаграмма № 54 Гуй-мэй. Невеста.
Если предыдущая ситуация представляла собою только движение вперед и в
нем только намечалась цель, то данная ситуация представляет собою уже
достижение известной цели. Если там было указано, что жена уходит к своему
мужу, то здесь эта тема развита как особая ситуация. Данная гексаграмма
называется Невеста. Здесь опять повторен образ брака, но уже в иных соотношениях
сил. Внутри, т.е. внизу, здесь триграмма, символизирующая старшую сестру.
Вверху, т.е. вовне, - триграмма, символизирующая младшего сына. Таким образом,
здесь опять повторяется тема брака. Соотношение возрастов нас не должно
удивлять, если мы вспомним, что в Китае, как правило, жена бывала старше мужа.
Здесь говорится главным образом о том поведении, которое должна принять для
себя невеста. Став женой, она прежде всего должна быть хозяйкой дома и
оставаться в доме. Поэтому всякое выступление, то, что на языке "Книги
Перемен" называется Поход, для нее может окончиться лишь неудачей. В
тексте читаем:
Невеста.
В походе - несчастье.
Ничего благоприятного.
Выделенные черты:
1
На первой позиции изображен тот момент, когда невеста отправляется к своему будущему мужу. В переносном смысле это тот момент, когда человек только еще приступает к своей работе. Самостоятельно взяться за дело на первых порах, может быть, и трудно, необходима помощь со стороны других. Так, здесь говорится о том, что невесту должны сопровождать ее дружки. Это выступление в мир на первых порах еще может быть весьма неуверенным. Поэтому здесь дается уже знакомый нам образ хромого, который, хотя и может наступать, однако его наступление весьма ограничено. Тем не менее, здесь предстоит выйти вовне, и поэтому афоризм первой черты гласит:
В начале сильная
черта.
Если отправляют невесту, то с дружками.
Она как хромой, который может
наступать.
Поход - к несчастью.
2 Собственно говоря, сама невеста изображена в
данной гексаграмме третьей чертой. Первые же две черты изображают
сопровождающих дружек. Путь в дом будущего мужа предстоит самой невесте, дружки
ее только провожают. Они не могут дойти до конца, ибо, доведя невесту до дома
будущего мужа, они должны повернуть назад. Если человек занимает в данной ситуации
такую обособленную позицию, то его деятельность является деятельностью своего
рода отшельника. Присутствуя в мире, он как бы отсутствует в нем, видя мир, он
видит его лишь наполовину. Вот почему в тексте здесь мы находим:
Сильная черта
на втором месте.
И кривой может видеть.
Благоприятна стойкость отшельника.
3
Нижняя триграмма в данной гексаграмме
обозначает радость как известное допущение любой формы деятельности. Но здесь,
поскольку это третья черта, в которой больше всего выражаются свобода и
произвол, поскольку она символизирует саму невесту, постольку здесь может
сказаться вредное влияние произвола, т.е. распущенности. Поэтому говорится о
необходимости выждать, как служанке, обождать некоторое время, пока не будет
приказа со стороны мужа, изображенного пятой чертой. Серьезность действий его
выражена в том, что если бы даже невеста оказалась недостойной и ее отправляют
назад, то все же отправлять ее следует также в сопровождении дружек, т.е. если
человек, взявшись за какую-нибудь работу, не может справиться с ней как
следует, то, отстранив его от этой работы, необходимо позаботиться о его
сохранности. В этом смысле можно расшифровать текст:
Слабая черта на третьем
месте.
Если отправляют невесту, то с дружками.
Если, не приняв ее, отправляют
назад, то
тоже с дружками.
4
Четвертая позиция представляет собою тот
момент, когда подходящий срок для отправления невесты уже миновал. Однако
поскольку здесь вся ситуация тяготеет к достижению цели (в переводе на образный
язык - к браку), постольку здесь не придется заботиться о том, что срок
пропущен. Если не сейчас, то позже, но все же цель должна быть достигнута, и
она может быть достигнута. В этом смысле в тексте говорится:
Сильная черта на
четвертом месте.
Если при отправлении невесты будет упущен
срок, то позже ее
отправят.
Будет время!
5
Существует предание, отраженное в
комментаторской литературе "Книги Перемен", что одним из древних
царей, царь И, выдал двух своих дочерей за своих подданных. Этот мотив в
дальнейшем послужил темой для разговоров о его внимании к своим подданным, о
том, что он, занимаю столь высокий пост, не погнушался породниться со своими
подданными. И здесь, на пятой позиции, говорится о том, как этот легендарный
царь И отправлял невест. Поскольку он, занимающий более высокое социальное
положение, отдал своих дочерей людям низшим, постольку его дочери, хотя и
царского происхождения, были одеты не слишком роскошно. Это было заметно, как
говорит предание, настолько, что убранство дружек выделялось своей нарядностью.
Но, несмотря на это, героинями действия все-таки были сравнительно скромно
одетые невесты, ибо они были теми, ради которых и дружки оделись. Поскольку
здесь говорится о невестах, т.е. в переводе с образного языка "Книги
Перемен" о человеке, еще не приступившем к нему, постольку здесь дается
образ луны, приближающейся к полнолунию. В общем, в данном афоризме сказано:
Слабая черта на пятом месте.
Царь И отправлял невест.
Но царский наряд не
сравнится с блеском
наряда подружек.
Луна почти в полнолунии.
Счастье.
6
Достижение цели, которое является темой данной гексаграммы, уже было отмечено на предыдущей, пятой позиции. Здесь, на шестой позиции, может быть лишь пустоцвет. Он выражен в образе пустых кошниц или в образе барана, которого режут, но в котором нет крови. Конечно, эти образы уже сами указывают на неблагоприятность данной позиции. В самом деле, когда цель достигнута, то после ее достижения уже следует переходить к чему-то другому, к какому-то иному действию. Здесь же чрезмерная задержка в пределах данной ситуации не может привести ни к чему благоприятному. Поэтому в тексте сказано:Наверху слабая черта.
Женщина подносит кошницы, но они
не наполнены.
Слуга обдирает барана, но крови нет.
Ничего благоприятного.