Назад к перечню гексаграмм
Гексаграмма № 60 Цзе. Ограничение.
Во время процесса раздробления и индивидуализации недостатком его может явиться его безостановочность. Он должен быть взят в известные рамки. Если в предыдущем был дан образ ряби на воде, причем никак не было указано, что эта вода ограничена, то могла появиться мысль: вода эта разольется, иными словами, данный процесс индивидуализации может идти все дальше и дальше, и внутренние противоречия его уже сами могут привести к истощению. Поэтому на смену ему говорится о процессе ограничения. Образно это выражено в гексаграмме тем, что триграмма "вода" помещена над триграммой "водоем". Так, вода введена в русло, введена в берега. Таким образом, дано ограничение. Это ограничение служит развитию, потому что развитие предполагает создание новых ценностей, и если бы не было ограничения, то индивидуализация, не имеющая остановки, не вела бы к созданию новых ценностей, ибо ничто не могло бы в этом процессе устоять, все подвергалось бы распаду все дальше и дальше. Таким образом, то горе, которое могло бы возникнуть в результате безостановочного раздробления, тоже подвержено ограничению, ибо, как и все остальное, оно не может навеки оставаться неизменным. Поэтому в тексте здесь говорится:
Ограничение.
Свершение.
Горе ограничено.
Оно не может быть стойким.
Выделенные черты:
1
На первой позиции ограничение проявляется в
образе максимальной замкнутости. Поскольку первая позиция представляет собою
пребывание в самых глубинах индивидуальности, здесь человек никуда не выходит
из самого себя, он ограничен в самом себе. Осознав себя как индивидуальность,
он остается только наедине с самим собою. Из контекста предыдущих гексаграмм
следовало, что такое пребывание в себе самом может привести к неблагоприятным
последствиям. Однако поскольку здесь рассматривается как необходимый именно
процесс ограничения, постольку "Книга Перемен" говорит о
благоприятном исходе, ибо такой процесс здесь необходим. Так, в тексте мы
читаем:
В начале сильная черта.
Не выйдешь из внутреннего двора.
Хулы не будет.
2
Если такое пребывание в себе, которое указано
выше, и бывает необходимым, то только до известного срока, ибо сохранение
предыдущего состояния во время последующего этапа приводит лишь к несчастью.
Если бы человек даже распространил свою деятельность несколько дальше, чем было
возможно и нужно в предыдущей позиции, но не достиг бы того широкого охвата
своего окружения, который требуется в таком периоде времени, то это привело бы
лишь к несчастью. В тексте здесь сказано:
Сильная черта на втором месте.
Не
выйдешь из внешнего двора.
Несчастье.
3
На третьей позиции выход вовне становится уже
необходимым, поэтому о наличии его текст здесь даже и не упоминает, ибо такой
выход вовне наступит сам собой, если человек достиг в развитии своей жизненной
ситуации до этой третьей позиции. Однако при выходе вовне человек должен сам в
себе найти сдерживающие стимулы, должен сам себя уметь ограничивать. Если это
принято им во внимание, то он может выйти с достоинством из создавшегося положения.
В тексте это сказано так:
Слабая черта на третьем месте.
Если не будешь
ограничивать себя, то будет
о чем вздыхать.
Хулы не будет.
4
Все, что должно быть сделано во внутренней
жизни, здесь является достигнутым. Человек может приобрести известную уверенность
в своих действиях. Если он находит в себе самом умение ставить себе цель и
ставить пределы своей деятельности, то человек может достичь того спокойствия,
которое возникает благодаря умению ограничить себя, и того развития в
дальнейшем, которое наступает в результате самостоятельного ведения своих
поступков. Поэтому в тексте здесь говорится:
Слабая черта на четвертом месте.
Успокоишься в ограничении.
Свершение.
5
Характерная черта пятой позиции - это
уравновешенность, одинаковая удаленность от обеих крайностей. Такая гармония,
которая проявляется и вне и внутри, приводит к тому, что человек может находить
наслаждение в своем ограничении. Но человек, действующий на этой позиции, если
он исходит из ее сути, может совершить лишь великие дела, - такие, которые
вызывают похвалу со стороны окружающих людей. Вот почему в тексте здесь
сказано:
Сильная черта на пятом месте.
Сладкое ограничение.
Счастье.
Если выступишь, то будет похвала.
6
Уравновешенность, свойственная предыдущей позиции, здесь уже утрачена. Поэтому ограничение воспринимается здесь как нечто внешнее. Символически это выражено уже в самой позиции, которая является самой внешней позицией гексаграммы. Поэтому ограничение, которое возникает здесь, может быть пережито как нечто горестное и гнетущее. Стойкое пребывание в таком состоянии может вызвать лишь несчастье. Здесь следовало бы принять во внимание переходный характер данной позиции, перейти к следующей ситуации степени процесса ограничения и стремиться к работе над самим собой в пределах тех рамок, которые поставлены уже в предыдущем. Если это принято во внимание, то раскаяние в предыдущих ошибках может отпасть. Потому в тексте здесь следует видеть два афоризма: один, характеризующий объективность данной ситуации, и второй - отсутствие раскаяния как результата правильно понятой и исправленной ситуации. Так, в тексте здесь написано:Наверху слабая черта.
Горькое ограничение.
Стойкость - к несчастью.
Раскаяние исчезнет.