Назад к перечню гексаграмм
Гексаграмма № 63 Цзи-цзи. Уже конец.
В том ходе
творчества, который был охарактеризован во второй части "Книги
Перемен", здесь достигнут уже этап, когда индивидуальность создана. В этом
смысле процесс завершен, и предпоследняя гексаграмма называется "уже
конец". Она представляет собою завершение самого процесса, и это выражено
в самой структуре гексаграммы. Дело в том, что по теории "Книги
Перемен" на нечетных, сильных позициях гармонически могут, находится
сильные черты, а на четных, слабых позициях - слабые. В данной гексаграмме все
черты расположены именно таким образом. Первая, третья и пятая позиции заняты
сильными чертами; вторая, четвертая и шестая позиции - слабыми. Казалось бы, в
этом дается образ такого гармонического развития и результаты его, которые не
предполагают возможности дальнейшего развития. Все уже достигнуто. Отдельное,
индивидуальное уже создано. Если оно и понимается как нечто малое, то все же
ему предстоит развитие вплоть до того момента, когда оно станет великим. В этом
смысле говорится о возможности развития малого. Стойкость и устойчивость,
охарактеризованные расположением черт данной гексаграммы, здесь благоприятствует
всему процессу. Но именно здесь необходимо принять во внимание другой закон,
существующий в теории "Книги Перемен" и состоящий в том, что все
имеет тенденцию превратиться в свою противоположность. Каждая сильная черта
имеет в себе самой заложенные тенденции превратиться в слабую, и наоборот.
Поэтому, как увидим ниже, последняя гексаграмма представляет собою полную
противоположность данной. Таким образом, если весь предыдущий процесс, от
первого импульса творчества и до достижения полной гармонии, которая выражена в
данной гексаграмме, является тем счастьем, которое стоит в начале и которое
упоминается данным текстом, то именно это счастье приводит также к
необходимости полной и кардинальной смены, приводит к тому хаосу, который стоит
в конце и упоминается в данном афоризме. Чтобы правильно пройти через данную
ситуацию, называемую в "Книге Перемен" "уже конец",
необходимо предпринять целый ряд предосторожностей. И если предыдущие
гексаграммы по позициям рассматривали этапы данной ситуации, то здесь
разворачивается целый ряд предупреждений, которые необходимы для правильного
переживания всей этой ситуации. Не нужно, однако, понимать движение к хаосу,
указанное здесь, как нечто отрицательное, ибо, как мы увидим ниже, этот хаос,
представляет собою нечто аморфное, послужит тем материалом, в пределах которого
может развернуться новый цикл, начинающийся с творчества, и т.д. Принимая все
это во внимание, можно понять текст, гласящий:
Уже конец.
Свершение.
Малому
благоприятна стойкость.
В начале - счастье.
В конце беспорядок.
Выделенные черты:
1
Как бы ни была устойчива в самой себе данная
ситуация, она должна быть пройдена, должна быть преодолена, ибо остановка в ней
обозначала бы гибель. Поэтому здесь дается указание на то, что остановка
привела бы к недостаточно быстрому темпу прохождения через данную ситуацию, и в
последнюю минуту эта переправа через данную ситуацию была бы подвержена
опасности. Данная гексаграмма теснейшим образом даже самим названием связана со
следующей, и для ее объяснения необходимо воспользоваться контекстом следующей
гексаграммы, где дается образ молодого лиса, который почти переправился через
реку, но в последнюю минуту вымочил хвост. Чтобы не было именно этого,
"Книга Перемен" здесь напоминает:
В начале сильная черта.
Затормозишь
колеса - подмочишь хвост.
Хулы не будет.
2
В процессе творчества вещь уже создана, она
существует как для себя, так и для своего окружения. Скрыться она уже больше не
может. Она явно видна всем. Если бы у человека, стоящего на второй позиции,
т.е. там, где он пребывает в себе самом, появилось желание быть скрытым, то это
было бы для него недостижимо. Это облечено в образ женщины, потерявшей занавес
на колеснице. Упорная погоня за своей непроявленностью, поиски потерянных
занавесей не могут здесь привести ни к какому результату. Когда в дальнейшем
наступит время (а оно, безусловно, может наступить), тогда все будет
восстановлено, человек может быть замкнут в самом себе. Здесь это недостижимо,
и будущее должно быть предоставлено будущему. В таком смысле в тексте здесь
говорится:
Слабая черта на втором месте.
Женщина потеряет занавеси на
колеснице.
Не гонись.
Через семь дней получишь.
3
В данной ситуации, в преддверии к хаосу, выход
вовне воспринимается как выход для трудной и ожесточенной борьбы. Не с людьми
сражаться предстоит здесь, а с чем-то худшим. Здесь имеется в виду поход не
страну бесов. Победа над ними должна быть удержана. Но эта победа достижима
лишь тому, кто обладает большой силой, а не рядовому человеку. Но даже для
такого человека, исполненного и сил, и жизненного опыта, для высокого предка,
как его называет "Книга Перемен", эта победа дается не даром. Нужен
длительный срок для достижения ее. Тем более понятно, что ничтожному человеку в
таких условиях действовать нельзя. Вот почему в "Книге Перемен" здесь
сказано:
Сильная черта на третьем месте.
Высокий предок идет в поход не страну
бесов.
И в три года победит ее.
Ничтожествам - не действовать.
4
Преддверие хаоса и приближение его чувствуется
на каждой ступени данной ситуации, несмотря на то, что она сама по себе
представляет завершение всего предыдущего. Поэтому здесь необходимо иметь в
виду, что никакое достижение не остается навеки в руках достигнувшего. В таком
смысле, как напоминание, звучит текст:
Слабая черта на четвертом месте.
И на
парче будут лохмотья.
До конца дней соблюди запреты.
5
Все ближе выход из данной ситуации, все ближе
к хаосу. Поэтому здесь дается еще раз напоминание о том, что может спасти
человека в той среде, в которую он с неизбежностью попадет в следующей ситуации.
Не пышность и роскошь жертв, а правдивость, не внешняя полнота, а внутренние
силы - вот что может привести его к устойчивости во время стихийного хаоса, в
который он неизбежно попадет. Чтобы расшифровать образы, в которых дается
данный афоризм, нужно принять во внимание, что нижняя триграмма - огонь
приписана к востоку, а верхняя триграмма - вода - к западу. То, что было
достигнуто внутренне, что было достигнуто на первых трех позициях, здесь уже не
играет никакой роли. Поэтому если восточные соседи, т.е. три нижние позиции, и
приносят значительную жертву, в ней смысла нет. И только то, что человек уносит
с собой, устремляясь к хаосу, то, что является его неотъемлемым, ему лично
принадлежащим, только это может привести к благополучию. И это незначительное,
та малая жертва, о которой говорится в тексте, есть не что иное, как внутренняя
устойчивость и правдивость, умение исходить из самого себя. Поэтому в тексте
здесь сказано:
Сильная черта на пятом месте.
Корова, убитая у восточных
соседей,
не сравнится с небольшой жертвой
западных соседей.
Если будешь
правдивым, то поистине найдешь
свое счастье.
6
В общем афоризме данной ситуации было сказано о том, что в начале процесса было счастье, в конце его - хаос. Шестая позиция представляет собою переход к этому хаосу. "Книга Перемен" не говорит, что здесь человеку грозит определенное несчастье. Она только констатирует опасность и ужас данного положения. Волна хаоса захлестывает человека. Если в первой позиции говорилось о переправе и о возможности в последнюю минуту испортить свой путь, то на этой позиции говорится о том, как хаос с головой покроет человека. И тем не менее это необходимо, ибо человек должен выйти из своего гармонического развития и, сознательно нарушив эту гармонию, двинуться в хаос, ибо в хаосе он находит свободу для своего творчества. Так, в тексте здесь мы читаем только:Наверху слабая черта.
Промочишь голову.
Ужас.