Назад к перечню гексаграмм
Гексаграмма № 9 Сяо-чу. Воспитание малым.
Как и в двух
предыдущих гексаграммах, в этой одна черта одного рода, противостоя пяти чертам
другого, является объектом их стремления. Такое ферментное действие меньшинства
уже намечалось в предыдущем, но здесь оно подчеркивается с особой силой и
постепенно оказывает свое действие на весь процесс. В нем рассматривается, так
сказать, зарождение воздействия противоположного. Оно еще целиком во внешней
среде, которая отличается пассивной податливостью (выраженной в свойстве
верхней триграммы "податливость"), и оно противостоит максимальному
напряжению творчества, выраженного в нижней триграмме. Так здесь слабость
начинает преодолевать силу, ставя последней препятствия. С другой стороны,
здесь имеется в виду противостояние индивида всему окружающему его и его
сопротивление окружению. Чтобы понять, в каком смысле здесь говорится о
препятствии, необходимо принять во внимание, что здесь есть непереводимая игра
слов, ибо, это проходит красной нитью через комментаторскую литературу, слово,
обозначающее здесь "препятствие", в равной степени обозначает и
"воспитание". Ведь препятствия, если их преодолевают, являются лучшим
средством воспитания, и из чего- то отрицательного превращаются в положительно
действующий фактор воспитания воли и выдержки. Что же является
"препятствием", преодоление которого здесь действует воспитательно?
Ответ на это выражен в несколько странном по автохтонности образе. Дело в том,
что в Китае дождевые облака чаще движутся с востока с моря. Созидатели же
текста "Книги Перемен" - племя Чжоу, как гласит предание, - пришли с
запада. Поэтому для авторов запад служил метафорой прошлого. Облака, идущие с
запада (из прошлого), не дают плодотворного дождя. Пусть воспитание намечает
возможность развития, но оно - лишь в преодолении прошлого; то, что оно не в
силах одолеть настоящее, понималось вполне среди ицзинистов, и один из них -
Вань И - в своем комментарии восклицает: " Совершенномудрый, правя миром,
не презирает ограниченный народ. Будда, спасая всех, не пренебрегает и
демонами. И созерцающее сознание, победоносно двигаясь вперед, разве устрашится
временных препятствий? Они точно булыжники, которые не могут задержать колесо
повозки; они точно удар по колоколу, который заставляет его звучать; точно
точильный камень для ножа, на котором он становится острее. Когда свиньи
подходят к золотой горе, это увеличивает блеск ее; когда иней и снег
увеличиваются, то тем прекраснее сосны и кедры. Вот почему здесь речь идет о
развитии". С таким содержанием приходится понимать и то, как воспоминания
о пройденных ступенях познания, препятствуя новому акту познания, которому
необходимо их преодолеть, являются материалом для его воспитания. Этими мыслями
комментаторской литературы насыщен следующий текст:
Воспитание малым.
Развитие.
Плотные облака, и не идет дождь: они -
с нашей западной окраины.
Выделенные черты:
1
В самом начале этого процесса, когда полному
творческих сил внутреннему противостоит препятствие, легкое, как веяние ветра
(верхняя триграмма символизирует также и ветер), суета мелких хлопот и дел
сбивает человека с принятого им познавательного творческого пути, выступая в
его собственных неорганизованных и порывистых стремлениях. Необходимо одержать
сразу же победу над собой, оттеснить на подобающее место эти стремления и
включить себя вновь в нормальные отношения к окружению, - вернуться к
дисциплине. По этому поводу в тексте читаем:
В начале сильная черта.
Какая хула
тому, что возвратился
на собственный путь?
Счастье.
2
Такое возвращение на собственный путь возможно
и на следующей ступени, хотя оно и несколько затруднено приближением к
препятствиям, совращающим с пути. Однако это позиция самого гармоничного
раскрытия творческих сил, поэтому именно здесь возможно воздействовать ими на
препятствия так, что они превращаются в средство воспитания, как об этом
подробнее сказано в общем, вступлении к данной гексаграмме. Лаконичный текст
здесь гласит:
Сильная черта на втором месте.
Привлечение к возврату.
Счастье.
3
В момент кризиса продолжается действие, но в
изменившихся условиях, ставших неблагоприятными, одна сила, хотя бы даже и сила
творчества, действовать уже не может. Она лишена всех необходимых
обстоятельств. Это выражено в образе текста, говорящем достаточно выразительно
и не требующем объяснений. Наступает тот внутренний разлад, который, например,
в семье выражается разладом между мужем и женой. Это - отдельно указанный
момент, когда невозможно синтезировать вновь приобретенное знание и прежде
сложившиеся убеждения с противоречиями окружающей среды, которые могут быть и
незначительными, однако здесь и их достаточно для препятствия положительному
движению познания вперед. По этому поводу в тексте мы находим следующие слова:
Сильная черта на третьем месте.
У колесницы выпали спицы.
Муж и жена отвращают взоры.
4
Воздействие предыдущей ступени здесь еще
продолжает сказываться, создавая достаточную опасную ситуацию, на которую
намекает текст в образе выступившей крови. Но нормальность отношений данной
позиции и ее сил в этой гексаграмму указывает на возможность благоприятного
исхода дела. Кроме того, это именно тот момент, который является самым важным в
данной ситуации, что выражено и символически: здесь мы находим единственную
слабую черту, к которой тяготеют все остальные. Хотя это еще не позиция
государя, а лишь его приближенного, однако во всем контексте данной ситуации указано
на такого подданного, который, владея познанием истины, может сам руководить
событиями. Два условия необходимы ему: правдивость и осмотрительность. Все его
действие может достигнуть успеха лишь тогда, когда оно базируется на его
собственном непосредственно новом акте познания. Тем самым здесь указывается на
главную роль нового познания в момент преодоления им препятствий, возникающих
из прошлого, и тем самым уже не настоящего. Осмотрительность здесь особенно
необходима еще и потому, что действие данной ступени простирается, как мы
увидим, и на следующую, т.е. на будущую. Поэтому о такой правдивости и
осмотрительности текст говорит прямо, а не образно:
Слабая черта на четвертом
месте.
Обладай правдой.
Когда выступает кровь, выходи с осмотрительностью.
Хулы не будет.
5
Уже и сама благоприятность данной позиции -
второго положительного подъема всего процесса - может быть достаточно
благотворной. Однако для него необходима поддержка в предыдущем; непрерывно
наследовать ту правдивость, которая достигнута в предыдущем, вот то, что делает
это положение благим. Эта помощь предыдущей ступени и есть то обогащение от
соседа, о котором говорит текст. Это уже не сохранение одних лишь знаний,
добытых в прошлом, - это сохранение плода нового познания, укрепленного в
наиболее благоприятных для этого условиях. Текст здесь следующий:
Сильная черта
на пятом месте.
Обладай правдой в непрерывной преемственности.
Разбогатеешь благодаря твоему соседу.
6
Конец рассматриваемого процесса, когда его положительные достижения, его достоинства не только обретены, но и закреплены за их носителем, ознаменован разрешением той напряженности, которая характеризует его вообще. Однако никакая консервативность здесь недопустима, особенно консервативность менее прогрессивной женщины. Это привело бы к тому, что живое познание стало бы мертвой традицией. Но из этого еще не следует, что с этими достижениями можно рекомендовать агрессивное выступление. На это указывает образ луны, которая "в полнолунии". В самом деле, если луна уже достигла полноты, то она должна пойти к ущербу. Так же, с необходимостью, ущерб будет нанесен и тому, кто в таких условиях момента разрешения напряженности, не давая ему правильно прозвучать, обратится сразу к агрессии; последняя не отвергается вообще, но только она рассматривается как отдельная ситуация, и ей именно посвящена следующая гексаграмма. Здесь же внимание направлено на разрешение, на завершение всего предыдущего процесса, что выражено в тексте так:Наверху сильная черта.
Уже идет дождь, уже [все на должном] месте.
Почтение носителю достоинств.
Стойкость женщины - ужасна.
Луна близится к полнолунию.
Благородному человеку поход - к несчастью.