назад / вперёд
Тени на рисунке. Затенённости.
Что представляет собой тень на рисунке и затенённость?
Та часть объекта, которая не освещена прямыми лучами света, часто именуется затенённой стороной.
Затененную часть объекта обычно определить легче, чем форму его тени.
Простое правило затенения таково — ту часть объекта, которая смотрит в противоположную сторону от источника света, следует делать темнее.
Если объект имеет неправильную форму, точно обрисовать затененный участок становится сложнее.
Рис. 16.1.
Кирпич, лежащий на солнечном свету, преграждает доступ солнечным лучам к некоторому участку поверхности. Темная полоса, образующаяся из-за этого на поверхности, называется тенью кирпича.
Форма этой тени зависит от трех факторов: направления солнечных лучей, положения кирпича и формы участка поверхности, на который падает тень.
По мере движения солнца тень изменяется. В этом случае кирпич можно рассматривать как нечто вроде стрелки солнечных часов.
Если кирпич сдвинуть, тень тоже изменится.
Если кирпич положить на неровную поверхность или если на пути тени окажется какой-нибудь предмет, форма тени изменится.
Как изобразить тень и затененность на рисунке?
Поставим кирпич на торец на плоскую горизонтальную поверхность.
Рис. 16.2.
Теперь предположим, что солнце находится слева от нас. Такое положение источника света обычно допускается по умолчанию, за исключением тех случаев, когда объект намеренно рисуется освещенным с другого направления.
Возьмем то время дня, когда длина тени человека совпадает с его ростом.
Теперь давайте условимся, что затененный край кирпича находится ближе всего к нам.
Тень от этого края тянется от основания кирпича на расстояние, равное высоте кирпича (к точке а). Тень от дальнего края тянется на расстояние, равное его высоте (к точке с).
Рис. 16.3.
Тень среднего ребра тянется до точки b. Эти точки определяют длину и форму тени.
Солнце поднимается все выше в небо и движется по кругу, так что тень смещается к нам.
Давайте предположим, что теперь тень достигает в длину приблизительно половины высоты кирпича.
Для того чтобы обрисовать эту тень, мы используем тот же самый метод, что и при нахождении тени в полную высоту кирпича. Однако для измерения мы берем не целую высоту кирпича, а только ее половину. Отметим, как укоротилась тень. Кстати, точка с, где тень меняет направление, теперь скрыта кирпичом.
Перспектива при изображении теней.
Мы открыли, что тень следует законам перспективы. Линия тени от точки а до точки b может быть продолжена до точки схода ребра АВ кирпича.
Рис. 16.4.
Это правило истинно, поскольку эти две линии параллельны. Это же правило применимо к линиям bc и ВС. Остальные две линии контура тени параллельные и сходятся к собственной точке схода, расположенной на уровне глаз.
Параллельные линии отбрасывают параллельные тени на плоскую поверхность.
Изменение поверхности на которую падает тень.
Положите кирпич на боковую сторону. С изменением положения кирпича изменяется тень.
Рис. 16.5.
Поставьте вертикально лист картона в том месте, где падает угол тени. Там, где тень падает на картон, она становится вертикальной. Отметим, что там, где край тени касается края картона, она поворачивает. Направление света от угла кирпича определяет, где заканчивается тень.
Рис. 16.6.
Наклоним картон и посмотрим, как изменится тень. А как можно это изменение отобразить на рисунке? Там, где поворачивает картон, поворачивает и тень. На рисунке сверху изображена и тень, отбрасываемая картоном.
Рис. 16.7.
Свет, вливающийся через окно в комнату, подчиняется тем же самым законам, которые мы использовали при определении формы теней. Форма окна или другого отверстия определяет форму освещенного участка на поверхности внутри комнаты. Это легко увидеть, глядя на солнечное пятно, образованное светом, попадающим в комнату через окно с переплетом. Оно полностью соответствует форме окна и перекладин оконного переплета. Когда солнечный свет падает на стену, он ведет себя точно так же, как тень, край которой падает на вертикально поставленный лист картона.
Как выглядит тень и затененность при близко расположенном источнике света?
Перед нами — поставленный на торец кирпич, подвешенный в воздухе шар, а рядом с ними стоит горящая свеча.
Рис. 16.8.
Линии, показывающие направление распространения света от свечи, касаются углов кирпича в определенных точках и, доходя до поверхности, показывают нам форму тени. Она расширяется от основания к верху. Все четыре угла затенены.
Тень шара на стене представляет собой эллипс, и вдобавок она гораздо больше, чем окружность шара. Это тоже происходит благодаря расхождению тени.
Увеличение тени в лучах близко поднесенного источника света может производить странные эффекты, которые часто используются при освещении театральной сцены или в фильмах.
Особенности рисования затененной стороны.
Обратите внимание на затененную сторону шара. Вы видите, насколько гуще эта тень на границе с освещенной стороной? Это характерный признак изогнутых поверхностей.
Рис. 16.9.
Сторона объекта, повернутая прочь от света, получает некоторое количество отраженных лучей от поверхности, на которую падает тень. Край тени, расположенный ближе всего к освещенной стороне, наиболее удален от этого источника отраженного света. Поэтому край затененного участка выглядит более темным. И этот эффект усиливается тем, что он сильно контрастирует с прилегающим к нему освещенным участком.
Отраженный свет, падающий на затененный участок, часто создает так называемый «эффект светотени». Полностью этот эффект определяется тем, насколько светлой является отражающая поверхность и какого она цвета.
Разнообразие видов теней.
Другие объекты, помимо кирпича, отбрасывают собственную тень характерного вида.
Рис. 16.10.
Перед нами гриб, отбрасывающий тень — так, как она могла бы выглядеть рано утром и около полудня. Если бы солнце стояло прямо в зените, тень была бы не в форме эллипса, а в форме круга. Отметьте, что тень ножки теряется в тени нависающей шляпки. Этот рисунок можно взять в качестве модели для изображения пляжного зонтика или круглой дверной ручки.
Разнообразие форм тени от конуса.
Конус — это пример простой геометрической фигуры, которая может отбрасывать тень самой различной формы.
Рис. 16.11.
Конус, стоящий на основании, отбрасывает треугольную тень.
Когда источник света находится прямо над конусом, он не отбрасывает видимой тени.
Если конус стоит вертикально на своей вершине и источник света находится прямо над ним, тень будет иметь форму круга. Если конус наклонить, тень станет эллипсом.
Если конус лежит на боку, тень может иметь форму эллипса, треугольника или их сочетания.
Основные выводы шестнадцатого урока.
Тени часто
имеют столь сложную форму, что проблему их изображения трудно разрешить
техническими средствами. Несколько простых принципов, приведенных в
шестнадцатом уроке, помогут вам разрешить большое количество затруднений.
Тень изменяется с изменением направления источника света, со смещением объекта и с изменением формы участка, на который она падает.
Граница затененного участка на изогнутой поверхности чаще всего оказывается темнее, чем остальной затененный участок.
Тень от ближнего источника света расширяется от основания к вершине.
Лучи солнечного света считаются идущими параллельно друг другу.
Практические задания и вопросы шестнадцатого урока.
- Поставьте различные объекты на солнечный свет и не двигайте их. Зарисуйте их до полудня, изобразив их тени. Затем зарисуйте их ближе к вечеру.
- Зарисуйте эти же объекты, используя близкий источник света, например, свечу.
- Поэкспериментируйте с пустой бутылочкой из-под туши, посмотрите, тени какой формы она может отбрасывать.
- Изобразите освещенный солнцем участок пола. Это должно быть около полудня, когда солнце светит сквозь окно.
- Изобразите на рисунке, как будет падать в окно солнечный свет ближе к закату.
Рис. 16.12.