Фэн-шуй во всех сферах жизни風水

Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [0]
Статьи разное [5]
Статьи фэн-шуй [7]
Статьи И-Цзин [1]
Off topic [1]
Мини-чат
Наш опрос
Какой фэн-шуй интересует больше?
Всего ответов: 123
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Главная » Статьи » Статьи И-Цзин

Структура гексаграммы в И-Цзин, значение позиций.

Структура гексаграммы в И-Цзин, значение позиций.

Специфическую основу «И-Цзин» составляют  возникшие, вероятно, ещё в конце 2 – начале 1 тысячелетия до нашей эры 64 гексаграммы (люшисы гуа) – особые графические символы, состоящие из шести расположенных друг над  другом черт двух видов – целой и прерванной – во всех комбинаторно возможных сочетаниях. Черты, называемые «девяткой» и «шестёркой», истолковываются как знаки универсальных мироустроительных сил инь (прерванная) и ян (целая), а их двойные, тройные и т.д. комбинации – как знаки более конкретных воплощений инь и ян во всех сферах бытия. Центральную роль в этой системе играют восемь триграмм (ба-гуа) – сочетания из трёх черт, считающиеся половинными компонентами гексаграмм и знаменующие собой восьмеричный набор универсалий:



Цянь  – творчество, крепость, небо, отец;

Кунь  – исполнение, самоотдача, земля, мать;

Чжэнь  – возбуждение, подвижность, гром, первый сын;

Кань  – погружение, опасность, вода, второй сын;

Гэнь  – пребывание, незыблемость, гора, третий сын;

Сюнь  – утончение, проникновенность, ветер (дерево), первая дочь;

Ли  – сцепление, ясность, огонь, вторая дочь;

Дуй  – разрешение, радостность, водоём, третья дочь;

Это основные значения триграмм, которые принимаются в зависимости от того, о чём идёт речь .

В теоретическом (философском) аспекте каждая черта может быть иньской или янской, а в практическом (гадательном) – ещё и «молодой» или «старой». Обладая этими свойствами, черты занимают определённые позиции в гексаграмме, которые могут им соответствовать или нет.

Чертам ян соответствуют нечётные позиции,  чертам инь – чётные. Поэтому наиболее гармоничной в данном смысле является гексаграмма №63 Цзи цзи (Уже конец),  а дисгармоничной – парная ей по принципу противоположности гексаграмма №64 Вэй цзи (Ещё не конец)   

     

Первая (нижняя) позиция гексаграммы знаменует начало, зарождение процесса;

вторая – апогей его внутреннего развития;

третья – кризисный переход от внутреннего состояния к внешнему;

четвёртая – внешнее обнаружение процесса;

пятая – его максимальное проявление;

шестая – завершение или перерождение в иной процесс.

Позиции также символизируют следующие свойства и образы:

1 – твёрдость, ступни, простолюдин;

2 – мягкость, голени, служилый;

3 – справедливость, бёдра, вельможа;

4 – гуманность, туловище, придворный;

5 – яновость, плечи, государь;

6 – иневость, голова, совершенномудрый.

Две нижние, две средние и две верхние позиции занимают три диаграммы, соотносимые соответственно с тремя главными уровнями мироздания – земным, человеческим, небесным.

 Три нижние и три верхние позиции занимают две триграммы, первая из которых (нижняя) символизирует внутреннюю, наступающую, создающуюся ситуацию, а вторая (верхняя)  – внешнюю, отступающую, разрушающуюся ситуацию. Как и в случае с отдельными чертами, нижней (первой, нечётной) триграмме соответствует сила ян, а верхней (второй, чётной) – сила инь. В данном смысле наиболее гармонична гексаграмма №11 Тай (Расцвет), а дисгармонична парная ей по принципу противоположности гексаграмма №12 Пи (Упадок)

   

Одинаковые позиции в двух триграммах, составляющих гексаграмму, коррелятивны друг другу. Эта корреляция позиций – первой и четвёртой, второй и пятой, третьей  и шестой – «действительна» тогда, когда на них располагаются противоположные черты.

Важнейшую роль играют  называемые «женой» и «мужем»  вторая и пятая позиции как центральные и потому определяющие для триграмм. Кроме того, одна из них является нижней, а другая верхней в тетраграмме,  выделяемой внутри гексаграммы. В свою очередь эту «ядерную»  тетраграмму  разбивают на две «взаимопроникающие» триграммы  («внутренние» триграммы), которые охватывают   1) вторую, третью, четвёртую    и   2) третью, четвёртую, пятую позиции.

   

Они могут быть вычленены  и использованы соответственно как нижняя и верхняя триграммы для получения новой, производной гексаграммы, характеризующей более глубокое состояние рассматриваемой ситуации.


Внутри гексаграммы нижняя и верхняя позиции (каждая из которых входит только в одну триграмму) означают расходящиеся крайности,  две центральные позиции (каждая из которых входит в три триграммы – в нижнюю или верхнюю и в обе взаимопроникающие) – слишком сблизившиеся элементы,  а вторая и пятая позиции (каждая их которых входит в две триграммы – в верхнюю или нижнюю и в одну из взаимопроникающих) – гармоничное пребывание в середине, что отвечает их срединному положению в основных триграммах. Наличие в триграмме или гексаграмме одной черты инь или ян делает её позицию доминирующей. С этим принципом, по-видимому, связаны способы гадания, предполагающие выделение в гексаграмме только одной изменяющейся или, напротив, неизменной (при изменении всех остальных) черты, которая обуславливает получение вторичной, производной от первой, гексаграммы.

Категория: Статьи И-Цзин | Добавил: Natallia (21.02.2012)
Просмотров: 4016
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Друзья сайта
  • Сообщество uCoz
  • remeslobrest
  • диагностика чакр
  • free counters

    Copyright MyCorp © 2017
    Создать бесплатный сайт с uCoz