назад / вперёд
Как правильно разместить две точки схода? Ошибки близкого размещения.
Почему искажается перспектива?
На хорошем рисунке точки схода следует размещать достаточно далеко друг от друга.
Если точки помещены слишком близко одна к другой, объект на рисунке не будет выглядеть прямоугольным: он будет иметь форму ромба. Это называется «неправильной» или «искажённой» перспективой.
Рис. 6.1. Точки схода разнесены далеко. Правильно.
Рис. 6.2. Точки схода разнесены близко. Неправильно.
Как правило, начинающие художники и ученики размещают точки схода близко друг к другу, так, чтобы к ним не приходилось «тянуться». Из-за этого основа рисунка получается неверной и сам рисунок выглядит неправильным.
Размещайте точки схода подальше одна от другой, даже если для этого приходится прилагать некоторые усилия.
Правильный разнос точек схода.
Давайте предположим, что художник сидит перед окном и обрисовывает на оконном стекле картину того, что он видит снаружи.
Рис. 6.3.
А теперь представим, что на крыльце за окном стоит стол.
Если мы посмотрим прямо сверху, мы увидим художника (как показано на картинке слева), вычерчивающего стол так, как он видит его через стекло. Он рисует прямо на оконном стекле.
Точки схода для его рисунка обозначим буквами А и В. Эти две точки размещаются там, где проходят через стекло линии, идущие от глаз художника параллельно двум сторонам стола.
Заметьте, насколько далеко разнесены эти точки.
Если точки разнесены слишком близко (как на картинке справа), то для того, чтобы линии, идущие от глаз художника через точки А и В, были параллельны сторонам крышки стола, сам стол должен был бы иметь ромбическую форму. Именно поэтому прямоугольный предмет выглядит на рисунке как-то не так, если точки схода помещены слишком близко одна к другой. Другими словами, художник как бы заявляет своим рисунком: «Этот предмет не прямоугольный».
Изображения, которые получились в первом и во втором случаях, вы видите на рис. 6.1. и рис. 6.2.
Рис. 6.4. Пример далеко разнесённых точек схода.
В наброске от руки нет необходимости в точности вычислять или прослеживать точки схода. Но помните: они должны отстоять друг от друга на достаточное расстояние.
Примеры ошибочно разнесенных точек схода.
Набросок интерьера комнаты, на котором точки схода А и В находятся слишком близко друг к другу. Заметьте, как искажена форма кровати.
Рис. 6.5. Пример слишком близко разнесённых точек схода: неправильный способ.
Чтобы исправить эту ошибку, передвиньте точку А или точку В к внешней стороне рисунка вдоль линии уровня глаз.
Теперь посмотрим, что при этом получится.
Рис. 6.6. Набросок той же самой комнаты, но точка А передвинута за внешний край.
Рис. 6.7. Комната. Точка В передвинута за внешний край.
Два рисунка, изображенные выше — это примеры, наглядно демонстрирующие результат достаточно широкого разноса точек схода.
На рис. 6.6. вы видите, что точка В осталась на том же самом месте, что и на предыдущем наброске (рис. 6.5.), но точка А сдвинута влево, чтобы увеличить расстояние между точками А и В.
Широкий разнос точек схода придает обстановке комнаты, изображенной на рисунке, естественный вид и форму.
Рис. 6.7. показывает, что получится, если точку А оставить на месте, а точку В сдвинуть далеко вправо. Сделав это, мы значительно увеличим расстояние между точками А и В.
И в результате этого обстановка комнаты также будет выглядеть вполне нормальной, однако сам рисунок будет смотреться совершенно по-другому.
Оба рисунка выигрывают благодаря правильной расстановке перспективы. А разница в конечном виде того и другого рисунка демонстрирует, как данная обстановка будет выглядеть с двух различных позиций, под разными углами — как если бы художник рисовал эти рисунки, стоя в разных точках одной и той же комнаты.
Первый рисунок (рис. 6.6.) явно был сделан тогда, когда художник стоял так, чтобы смотреть на кровати несколько сбоку. Судя по второму рисунку (рис. 6.7.), он сместился так, чтобы видеть кровати со стороны изножья.
Если поднести эти рисунки к зеркалу, то мы увидим, как выглядела бы обстановка спальни, если бы мы смотрели на нее из сходной позиции на противоположной стороне помещения.
Мы обнаружили, что разнос точек схода чрезвычайно важен — не только для того, чтобы форма предметов на рисунке выглядела правильно, но и для того, чтобы показывать изображаемые нами предметы с различных точек зрения, под разными углами.
Разнос точек схода в мультипликации.
Возможно, вам будет интересно узнать, что это было одной из проблем рисованных мультфильмов, где на заднем плане изображается обстановка в перспективе, а фигуры двигаются на ее фоне. Обычно в мультипликации используется фон, состоящий из одной картинки. И кажущееся движение фигуры на этом фоне создается за счет того, что фон представляет собой последовательность рисунков, сделанных на прозрачных листах, помещенных на заднем плане, а затем снятых на камеру.
Когда фигура движется на фоне какой-либо перспективы, а камера следит за ней, фон должен меняться по мере изменения позиции камеры, в соответствии с законами перспективы.
К счастью для мультипликаторов, внимание зрителя концентрируется в основном на движущейся фигуре персонажа, и в большинстве случаев неизменный пейзаж на заднем плане не имеет никакого значения. Однако для того чтобы справиться с этой проблемой, в мультипликационных студиях было разработано несколько новых методик.
Основные выводы шестого урока.
Если вы помещаете точки схода слишком близко друг к другу, предмет у вас на рисунке получается не прямоугольным.
Если вы разнесете точки схода достаточно широко, то можете быть уверены, что рисунок получится правильным.
Точка схода размещена в том месте, где через рисунок проходит прямая линия. Эта линия идет от глаз художника параллельно той линии, которую он рисует.
Практические задания и вопросы шестого урока.
- Нарисуйте коробку из-под конфет, широко разнеся точки схода.
- Разместите точки схода ближе друг к другу и снова нарисуйте ту же самую коробку. Сравните результаты.
- Поэкспериментируйте, зарисовывая маркером на оконном стекле различные объекты, которые вы видите за окном.
- Закончив зарисовку, отойдите подальше от окна и отметьте, что объект выглядит крупнее, чем сделанный вами рисунок.
- Используйте схему, на которой изображен художник у окна. Отметьте, как изменялся бы размер сделанного им рисунка, если бы художник придвинулся ближе к окну или отодвинулся дальше. Изменилось бы положение точек схода или нет?
Рис. 6.8.