Инь, ян, дэн – это понятия из китайской натурфилософии. Инь и ян – дуальная пара двойственности, всё имеет свою противоположность. Частности этой двойственности указывать нет смысла и возможности, так как она есть во всём. Например: Инь – пассивность, тьма, хаос; Ян – активность, свет, упорядоченность. Высшим достижением человека является выход за пределы двойственности и обретение состояния Дэн. Дэн символизирует целостность, срединность, недвойственность.
О взаимодействии инь и ян можно сказать цитатой из «Книги Перемен»: «Движение не отделено от покоя. Кроме того, движение неразрывно связано с покоем, так что движение зависит от покоя, как и покой зависит от движения. Следовательно, как движение, так и покой лишены самостоятельного бытия, а возникают лишь одно от другого. И, наконец, остановка движения является покоем, а покой покоя, т.е. остановка покоя, есть движение. Таким образом эти оба понятия зависимы друг от друга.»
Графически взаимодействие инь и ян выражено виде монады:
Причём между вариантами изображения
1)
И
2)
имеется существенное различие, заложенное в значении символики с точки зрения "направления вращения". Сознательно и ненавязчиво обратил внимание общественности на это Брюс Ли (либо его учитель, который мог быть к этому причастен). На его эмблеме, изображающей монаду инь-ян, изображены также и стрелки, указывающие направление внешнего вращения.
В изображении стрелок совсем нет необходимости, потому что и так видно каково вращение. То, что он их указал, (вероятно) говорит о том, что: 1) нужно помнить, что кроме вращения самого объекта существует и внешнее вращение (для гармоничного существования нужно учитывать окружающее, что особенно актуально для занимающихся боевыми искусствами, где изучение взаимодействия является базовой основой); 2) различие направлений вращения самой монады имеет значение. Цвет стрелок противоположен цвету фрагмента объекта вращения.. -- при наличии "движения" или "покоя" окружающее будет видимым как противоположность, -- намёк на не фрагментированный взгляд на дуальность, но на видимость бесконечности её в делении. Как уже написано выше, в таком расширении значения символа нет необходимости, более того, оно противоречит самому посылу символа -- его предельному значению в своей лаконичности.
Рассмотрим вращение на примере Земли и того, что её окружает (в том числе и Солнце). Так вот Земля (внутреннее вращ.) вращается в одну сторону, а всё, что её окружает (внешнее вращ.) тоже как будто бы вращается, только в другую сторону. По умолчанию примем то, что Природа сама по себе гармонична и лучшее, что мы можем сделать, это гармонично «вписаться», приняв её законы. Таким образом, чтобы внешнее вращение монады было гармоничным по отношению к настоящему, естественному вращению Окружающего – «по солышку», сама монада должна вращаться «против солнышка». Это гармоничный вариант:
Другой вариант несёт в себе дисгармоничное значение, агрессивное к окружающему.
Взаимодействие инь и ян в монаде изображено в наиболее уравновешенных соотношении и динамике превращения одного в другое, ничто не преобладает. Сама монада является символом Дэн, и отображает борьбу и единство противоположностей, а именно их гармонию.